Стереотип

Упрощенное, «черно-белое» представление о каком-либо феномене мира, не вытекающее из личного опыта носителя представления, как правило, ошибочное.

В современный язык понятие «стереотип» ввел в 1922 году американский журналист Уолтер Липман. Но справедливости ради надо сказать, что еще Френсис Бэкон говорил об «идолах толпы».

Сам У. Липман определял стереотип как упрощенное, заранее принятое представление о мире, его феноменах и процессах, не вытекающее из собственного опыта. В более широком смысле под стереотипом понимают традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения. Автор подчеркивал образность стереотипов, называя их «картинками
в голове».

Основными чертами стереотипа как социального института принято считать следующие:

  • Упрощение во многом требование экономии. Трудно оперировать с большими и сложными объектами. По крайней мере, для этого необходимы специальные тренировка, навыки и опыт. Упрощение в общественном мнении ориентируется на минимум: скорей всего стереотип будет соответствовать самому примитивному, а не самому сложному из вариантов функционирующих в рамках одной референтной группы.
  • Типизация. Пользуясь математической аналогией можно сказать, что стереотипы обитают в дискретном, но не в непрерывном, пространстве. Нет сплошной линии, на которой непрерывно располагаются стереотипы. Стереотипы достаточно четко отделены друг от друга. И любой феномен социального мира, «подгоняясь» под стереотип, подвергается процедуре «стихийной типизации». Не стереотип меняется так, чтобы он соответствовал феномену мира, а наоборот — для феномена подыскивается более или менее подходящий стереотип.
  • Отсутствие критичности в восприятии. Так же как и рутинные действия, стереотипы практически не подвергаются рефлексии, причины их появления и законы функционирования не артикулированы. В этом смысле стереотипы можно назвать «бессознательными».
  • Ригидность. Отсутствие критичности в восприятии приводит к тому, что стереотипы практически не модифицируются, точнее их модификация в массовом сознании происходит крайне медленно под воздействие косвенных причин. Прямое воздействие на сознание с целью изменить стереотип скорей всего приведет к тому, что акторы будут использовать одну из возможных стратегий защиты: фильтрация информации, уход, рефрейминг и т.п.

У. Липман относил стереотипы только к мнениям и представлениям о человеке или группах людей, в которых каждый человек рассматривается как носитель строго определенного набора атрибутов (этнические предрассудки). В современном языке сфера употребления термина стереотип расширилась. Акцент в определении понятия стереотип теперь сместился в сторону «носителя стереотипа», а само понятие сближается с понятием установка. Поэтому сейчас к свойствам стереотипов кроме схематизации и категоризации добавляют каузальную атрибуцию: способность акторов объяснять свое и чужое поведение.

На процесс формирования стереотипа накладывает свой отпечаток дефицит информации о феномене. Причем не важно, что является источником дефицита: цензура, внешние факторы, или же лень или неспособность индивида эту информацию
собирать и обрабатывать.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.