Теория атрибуции
Атрибуция — это приписывание объектам социального мира (человеку, группе, образу политика в частности) характеристик (атрибутов), не представленных в поле восприятия. Эффект атрибуции связан с тем, что непосредственному восприятию в чувствах даны лишь фрагменты мира, но любой человек видит не просто фрагменты, а целостную картину мира. Наряду с аттитюдами (см. «Установка»), атрибуция — основной способ «достраивания» непосредственно данной информации до целостной «картины мира».
В западной социально-психологической литературе (по преимуществу американской) атрибуция прежде всего рассматривается как каузальная атрибуция: свойство индивида отыскивать и приписывать причины поведения другого индивида. Причина поведения может быть приписана личности индивида (кандидата), ситуации, в которой та оказалась, а так же социальным нормам и стандартам поведения принятых в той социальной группе, к которой относится кандидат или политик.
Личности кандидата или политика приписывается поведение если:
- поведение экстраординарно, выходит за рамки привычных норм;
- кандидат поступает так многократно, из раза в раз, если от него ждут именно такого поведения;
- Кандидат поступает так в различных ситуациях;
- Кандидат выступает против собственных интересов.
В последнее время трактовка атрибуции расширяется за счет приписывания более широкого класса социально-психологических характеристик.
1 Comment