Что такое административный ресурс и как с ним бороться?
Когда заходит речь о последних выборах, взять хоть Московскую городскую думу, хоть выборы в законодательные собрания Мирий Эл и Тульской области, или любые другие выборы, если и говорят о какой-то предвыборной технологии, то это использование административного ресурса. Погуглив интернет, я практически не нашел публикаций о других политтехнологиях. Поэтому и решил порассуждать о том, что такое административный ресурс?
Начну как всегда с определения, которое я дал этой политтехнологии в своем словаре на сайте
- Административный ресурс
- Ряд преимуществ кандидата, позволяющих использовать служебное, как правило, связанное с работой в органах власти, положения в предвыборной агитации. Заключается в использовании власти (отдавать определенные приказы и распоряжения подчиненным), статуса (возможность общаться с VIP’ами, в том числе и для пополнения избирательного фонда), материально-технической базы (площади под офис, машины, связь и пр.). Преимущества служебного положения в последнее время используется не только как способ повлиять на волеизъявление граждан, на их выбора, но и как способ манипулирования итогами голосования, списком кандидатов, участвующих в выборах.
Давайте попробуем определить те факторы, на которых держится эффективность использования административного ресурса.
Первый фактор, на мой взгляд — это использование власти в личных интересах. В общем-то в этой точке использование сходится с определением коррупции, и, по сути, является частью коррупции. Понятно, что имеющий власть всячески ее использует для получения благ в свою пользу, будь-то возможность остаться у власти и далее, по знакомству и блату получить доступ к федеральному, региональному или местному бюджету с целью личного обогащения. Этот мотив является сильнейшим мотивом, «мотором» дальнейшего коррумпирования (разложения) власти.
Следующий фактор — это элитный сговор. Если бы губернатор не мог договориться с председателем окружной избирательной комиссии, то на кой ляд они бы снимали оппозиционных кандидатов? Если бы губернатор не мог по телефонному звонку договориться с судьей о правильном решении, то разве у нас существовало бы «басманное правосудие»?
Но времена личных договоренностей прошли, настала эпоха единой России, теперь уже чиновники объеденены в единую социальную сеть по принципу общности интересов: сохранить у власти тот же пул, что был у власти последнее десятилетие; сосредоточить всю кадровую политику, вопросы смены власти в своих руках; уберечь сложившуюся систему власти и ее взаимоотношений с бюджетами, бизнесами от любых изменений, сохранить ее в неприкосновенном виде, поскольку она работает на них.
Третий факт, делающий использование административного ресурса эффективным — страх. Люди боятся поступать против воли начальства, будь то бригадир, главврач или мэр городка. Люди боятся иметь собственное мнение, боятся того, что кто-то узнает в какой клетке они поставили свою галочку, боятся, что в кабинках для голосования стоят видеокамеры и Путин лично следит за тем, как они голосуют.
Разделяй и властвуй! В общем-то, средства против болезни известны. Первое — это разделение властей. Каждая ветвь должна иметь юридическую, конституционную, финансовую и какую угодно еще самостоятельность. Можно разделять и внутри ветви. Чем больше центров власти, чем больше башен у Кремля — тем лучше. Понятно, что в отношении законодательной власти самый простой способ разделения — это выделения партий и фракций. Для того, чтобы урезонить исполнительную власть — перенести акцент с исполнительной на законодательную ветвь. Да, парламентская республика лучше президентской. Кроме того, необходимо понизить барьер на вход в отрасль, то есть упростить процедуру регистрации кандидатов на выборах, дать больше прав, в том числе и пассивное избирательное, для общественных организаций.
Публичность деятельности политиков. Пусть решают вопросы не в кулуарах, а публично. А что делает политику публичной? Это выборы, свободная пресса, опять же несколько центров влияния, оппозиционные партии и политики. Это возможность заняться политикой «человеку со стороны».
Не боятся заявить о своей политической позиции. В общем-то, и сейчас достаточно людей, которые открыто заявляют о своих политических взглядах. Вопрос в том, как втянуть в эту орбиту офисный планктон? Я думаю, большое количество политических ток-шоу на ТВ, в интернете и других местах могут стимулировать процесс политизации планктона.
В принципе, вариантов решения проблемы можно придумать еще много, для меня было важным сформулировать направления, в которых должна работать мысль. Опять же предлоенные варианты — это долгострочные рецепты, в данном посте нет ни одного краткосрочного, то есть я так и не сформулировал ответ на вопросы «что такое административный ресурс?» и «как победить произвол административного ресурса уже на ближайших выборах?».
Комментарии