11-ая стратагема «Сливовое дерево засыхает вместо персикового» в маркетинге и политтехнологиях

11-ая стратагема Сливовое дерево засыхает вместо персикового в маркетинге и политтехнологиях
Продолжаю уже подзабытую тему стратагем из сборника военных хитростей, известного у нас как «36 китайских стратагем», точнее тему использования военных хитростей и трюков в связях с общественностью, рекламе, политтехнологиях и других коммуникационных дисциплинах. Сегодня в центре нашего внимания 11-ая стратагема «Сливовое дерево засыхает вместо персикового».

Смысл стратагемы совпадает с пословицей «сам погибай, но товарища выручай!»: пожертвовать своей жизнью ради спасения другого. По сути стратагема призывает поставить под удар другого. Впрочем, этим вариантом толкование стратагемы не ограничивается. Можно жертвовать не только собой во имя других, никто не запрещает жертвовать другими во имя своего спасения (на войне как на войне). В этом случае ее можно назвать стратагемой «козла отпущения».

Но самая неординарная интерпретация — использовать свои слабые стороны, чтобы победить сильные стороны соперника. Примеров — масса. С завидной регулярностью же сильный пол оказывается в плену у слабого!

Пожертвовать собой во имя спасения другого, вроде как, и не совсем укладывается в наши представления о пиаре. И в самом деле, много ли вы знаете политиков, пожертвовавших своим рейтингом или победой на выборах ради какой-то цели? Я, на вскидку, даже и не могу вспомнить таких примеров. Зато примером «обратной» жертвы — хоть отбавляй! Случилась беда — всем миром ищем «стрелочника».  Если на выборах кандидат явно обладает антирейтингом, да таким, что во всех замерах он зашкаливает, то кроме туповатых статеек «а еще он старушкам помогает», можно выдвинуть «технического» кандидата с гораздо более худшей репутацией и самому встать в первых рядах критиков этого «технического» кандидата.

В качестве «сливового дерева» может выступать не только личность, но и событие, даже специально организованное. Уж очень подозрительно выглядит активность кавказских террористов в моменты падения рейтинга «Единой России».

В том, что касается коммерческого PR, связей с общественностью, то тут как раз  примеры есть. Вспоминается массовый отзыв автомобилей Toyota из-за проблем с ковриками и педалями, да отзыв бракованной продукции уже стал хорошим тоном.

Давайте теперь поговорим про слабость и силу. Как можно с помощью своей слабой стороны победить сильную сторону соперника. Для того, чтобы это не казалось очередным дзенским парадоксом, вспомните про шахматный прием с жертвой фигуры. Один из игроков жертвует фигурой (проявляет слабость) для того, чтобы получить выигрыш в положении или в темпе игры (стать сильным).

Я, к примеру, неоднократно уже говорил (в тексте про участие Немцова в выборах мэра Сочи), что в сложившихся условиях в вопросе «идти на выборы или нет» для оппозиции может быть только один ответ: необходимо рейтинги и победу на выборах принести в жертву иной цели — борьбе с фальсификациями и использованием административного ресурса на выборах, мол, честные и справедливые выборы важнее двух приставных табуреток в думе! Пусть слабость оппозиции, ее не способность набрать даже пять или семь процентов, станет ее сильной стороной. Именно в ситуации, когда победа маловероятна, руки будут развязаны, оппозиция будет свободна в своих действиях, отойдет от кондовых политтехнологий и, в итоге, сможет добиться хороших результатов.

Да и  отзыв бракованных товаров — разве это не жертва фигуры (прибыли компании) ради выигрыша (репутации компании). И тут видно, что для корпорации является бОльшей ценностью.

Похожие статьи:

1 Comment

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.