Подкуп избирателей

Ряд незаконных и неэтичных действий предвыборного штаба или кандидата, влияющих на волеизъявление избирателей за счет того, что в обмен на голос избирателю предлагаются деньги или другие материальные и нематериальные ценности.

Подкуп избирателей является, пожалуй, одной из самых опасных технологий. Как с точки зрения эффективности, противодействия им, так и сточки зрения дискредитации идеи свободных выборов. Перечислим основные варианты подкупа.

  1. Юридические консультации, организуемые в штабах поддержки избирателей, где вместе с консультациями ведется неприкрытая агитация за кандидата. И хоть выборное законодательство запрещает безвозмездно дарить подарки и оказывать услуги, но в случае с юридическими консультациями существует коллизия законов. Согласно Конституции РФ, каждый гражданин РФ имеет право на консультации юристов, поэтому к данной форме подкупа формально «не придраться».
  2. Клубы избирателей и экскурсии. Форма прикрытого подкупа. На квартире одного из избирателей собирается несколько избирателей, пьют чай и другие напитки, купленные на деньги кандидата, возможно даже в подарок получают продуктовый набор. А заодно и обсуждают достоинства кандидата. Возможен вариант, что «случайно» на огонек зайдет либо сам кандидат, либо его доверенное лицо. Другой вариант — собравшиеся едут куда-нибудь на экскурсию. Возможен вариант, что по пути заедут на избирательный участок проголосовать.
  3. «Договор на агитацию». Сам договор в данном случае является формой прикрытия взятки избирателю. Закон говорит о том, что нельзя давать вознаграждение иначе, чем за работу в штабе. Поэтому в качестве «агитаторов» нанимается пол-округа. Естественно, что такие «агитаторы» ничего не делают, кроме того, что получают деньги. Другой вариант такого подкупа — договоры между кандидатом и избирателем. К примеру, в Коми-Пермяцком округе штаб Анфалова заключал договора о том, что в случае избрания Анфалов обязуется открыть предприятие на территории округа, на котором избиратель будет работать за нескромную зарплату.
  4. «Дискаунтер». Еще один вариант прикрытого подкупа. Товары не раздаются, а продаются. Правда, цены на товары — «ну очень смешные». Формально придраться крайне трудно. Товары по смешным ценам пользуются популярностью в отдаленных районах.

Еще один вопрос, который необходимо обсудить в связи с проблемой подкупа — это электоральный экстремизм. Часть избирателей уверена в том, что избирательный фонд — это деньги, которые кандидат буквально раздает избирателям. И часто трудно их убедить в обратном. Иждивенческая психология части избирателей приводит к тому, что некоторые из них начинают шантажировать (с чувством полной своей правоты) штабы кандидатов: «если Вы мне не купите телевизор, я за Вас не проголосую». Часть руководителей учреждений (как правило, тех, которые принято называть социальными) начинают торг с кандидатами по принципу: «Вы нам деньги, мы Вам голоса». Многие даже не понимают, что деньги и подарки — противозаконный и аморальный метод агитации, поскольку уверены, что государство, а значит, и кандидат, им «должны по жизни».

По вышеуказанным причинам противодействие подкупу крайне затруднено. Дополнительно можно указать такие причины, как неповоротливость правоохранительных органов, вовлеченность в данные отношения «деньги-голоса» самих администраций. Справедливости ради надо отметить, что правоохранительные органы данные правонарушения считают незначительными, придерживаются той политики, что «лучше в политику не лезть». Нужна немалая политическая воля со стороны представителей правоохранительных органов и администрации, чтобы использовать полицейский ресурс для борьбы с подкупом.

Видеоролик, на котором зафиксирован факт подкупа избирателей: в обмен за голосование по открепительному удостоверению избирателю предлагают 500 р.

На рисунке изображен продуктовый набор, его вручает агитатор избирателю для того, чтобы избиратель проголосовал за определенного кандидата или партийный список (в данном случае за партию «Единая Россия»).

Похожие статьи:

  • Стратагема «Прятать за улыбкой кинжал»«Грязные технологии» "Грязные технологии" - ряд приёмов предвыборной борьбы, находящихся на грани или за […]
  • Административный ресурсАдминистративный ресурс Ряд преимуществ кандидата, позволяющих использовать служебное, как правило, связанное с […]
  • ПеретяжкаПеретяжка Один из возможных носителей агитационного сообщения. Как правило, это длинный кусок […]
  • Предвыборная дипломатияПредвыборная дипломатия Концепция проведения избирательной кампании, согласно которой главная задача кандидата […]
  • СловарьБихевиоризм Бихевиоризм представляет собой отдельное направление в социальной психологии, которое […]

4 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.