Предвыборный лохотрон. Черный пиар на службе кандидатов

Выборы в постсоветской России уже стали делом привычным. И столь же привычным, похоже, стал эпитет для выборов: «грязные». Складывается устойчивое впечатление, что и технологии, и пиар бывает только одного цвета — черного. Что же такое «черный пиар» — неизбежное зло, или очередные гримасы «дикой» демократии? И что более важно — можно ли с ними бороться, или, если можно, то как?

Но для начала разберемся, что же скрывается за этим пугающим названием. Как правило, о «грязных технологиях» и «черном пиаре» говорят, когда сталкиваются с одной из следующих ситуаций на выборах: использование административного ресурса, электоральные провокации, компрометация и дискредитация всех видов, подкуп избирателей, использование двойников, информационная блокада, привод избирателей, шпионаж и фальсификация результатов выборов.

«А вы зачем подпись за кандидата поставили? В СИЗО захотели?» (использование административного ресурса)

Использование служебных машин и телефонов, агитация устами высокопоставленных лиц или запугивание начальством подчиненных — еще не самые страшные примеры использования административного ресурса. В руках исполнительной власти есть и более мощные «рычаги влияния». В Саратове была «обкатана» следующая методика: Подписные листы в поддержку оппозиционного кандидата, сданные в избирком, передавались якобы для проверки в областную администрацию, а оттуда — в правоохранительные органы. И по адресам, указанным в подписных листах шел, милиционер в форме и всем задавал вопрос: «А Вы почему здесь свою подпись поставили? Вы в тюрьму хотите сесть?» После чего испуганным избирателям давал подписать заранее размноженные на ксероксе заявления, о том, что они, мол, нигде свою подпись не ставили и, о кандидате слыхом не слыхивали. И не надо всех подписавшихся в поддержку кандидата «ломать». Достаточно, чтобы от своих слов отказался один из пяти-шести человек, и регистрацию кандидата можно отменять.

«Вы уже спите? Тогда мы звоним Вам!» (электоральные провокации)

Представьте себе: два часа ночи, вы уже приступили к просмотру очередной серии ночных сновидений — и тут, на самом интересном месте, вас будит неуместный и назойливый звонок. Вы со злостью поднимаете трубку, а в ней не очень приятный голос изрекает что-нибудь про программу кандидата и его биографию. А в ответ на справедливое замечание про два часа ночи отвечает: «Мужчина! Вас много, а я одна».

Впрочем, подобная ночная «агитация» — не единственный способ изменить отношение избирателей к кандидату-сопернику на негативное. Можно наклеить его листовки на двери квартир. Можно от имени кандидата предложить переименовать одну из улиц города в улицу «имени себя», да еще и собрать под эту акцию с жителей округа рублей по сто.

Улыбка кандидата стоимостью 30 тысяч долларов (компрометация и дискредитация соперников)

Компромат на соперников в России меряют не иначе, чем чемоданами. Покопаться в чужом «грязном белье» — это даже интереснее мексиканских «мыльных опер». Способов дискриминировать соперника множество. Арсенал мастеров «компромата» разнообразен. Есть здесь распускание слухов и сплетен, распространение «черных» листовок от чужого имени. Все, надеюсь, помнят еженедельную «баню» на первом общероссийском канале, которую устраивал Юрию Лужкову «телекиллер» Сергей Доренко. После фальсификации и административного ресурса, это самый «эффективный» метод борьбы с соперником, поскольку существует принцип несимметричности позитивных и негативных оценок: гораздо проще агитировать «против», чем «за». Как в пословице — «ложка дегтя способна испортить бочку меда».

Звягин, Звягин и Звягинцев (использование «двойников» как черный пиар)

Попробуйте угадать, кто из трех: Звягин, Звягин и Звягинцев — основной претендент на депутатский мандат, а кто — «подставные» кандидаты? У вас три попытки. А вот у избирателя всего одна. Понятно, на что рассчитывают политтехнологи-аферисты, затевающие игры с «двойниками». «Клонировать» можно не только кандидата, но и целое движение. В том же Петербурге была использована модификация этой методики, жертвой которой пала партия Григория Явлинского «ЯБЛОКО», которая в Питере устойчиво занимала первые позиции. По данным социологических опросов, «ЯБЛОКО» являлось на тот момент фаворитом питерской предвыборной кампании. Его поддерживали 16% горожан, тогда как у ближайших преследователей — коммунистов — лишь 10%. «Двойником» «Яблока» стало движение одного из учредителей — Ю. Болдырева (вторая буква в аббревиатуре Яблоко).

Есть такая профессия — округ зачищать (информационная блокада как грязная технология)

Кандидат, может, нравится избирателям. Даже очень нравится. Но что с этого проку, если об этом сами избиратели не узнают. Цензура средств массовой информации — не единственный способ выстраивать барьеры между кандидатом и избирателями. Во время предвыборной гонки некоторые штабы нанимают целый штат «охотников» за агитпродукцией соперников. Эти «охотники» срывают наружную агитацию соперников, изымают из ящиков листовки и буклеты, перекупают тиражи соперников прямо на выходе из типографии. Все это они цинично называют «зачистка округа».

Два плюс два равно пять (фальсификации результатов выборов)

Велик, слишком велик, соблазн не тратить сил и ресурсов на агитацию, на разработку предвыборной программы, на тщательную работу с избирателем. Все это не надежно и рискованно. Чего, казалось бы, проще — «вбросить» в урну «правильно» заполненные бюллетени, переложить при подсчете голосов несколько бюллетеней из одной стопки в другую, испортить некоторое количество бюллетеней «за» соперника, проголосовать за «мертвых душ»…

Утром — деньги, вечером — «галочки» (подкуп избирателей)

Подкуп избирателей ложится на благодатную почву. Некоторые из избирателей уверены, что избирательный фонд — это деньги, которые кандидат буквально раздает избирателям. Часть руководителей учреждений социальной сферы чуть ли не шантажируют кандидатов: «если Вы нам не дадите, мы за Вас не проголосуем!» Есть еще более «отмороженные» методы — давать взятку избирателям под видом «договора на агитацию». Или заключать договоры, что в случае избрания кандидата избиратель получит все мыслимые и немыслимые блага.

«А казачок-то засланный» (штабной шпионаж)

Сбор информации о работе штаба соперника преследует несколько целей. Первая из них, конечно же, сбор информации. Знать на шаг вперед каждое действие соперника — значит, иметь в руках мощное оружие. «Засланные казачки» могут не просто собирать информацию, но и саботировать работу штаба. Вариантов же сбора масса. В штаб кандидата на пост иркутского Губернатора в один прекрасный день пришел пожарный инспектор, чем вызвал панику среди сотрудников. Но, всё осмотрев, всех успокоил, сказав, что все в порядке. Вот только надо расписаться в журнале, что сотрудники штаба прослушали инструкцию о противопожарной безопасности. Поставить подпись, паспортные данные, адрес места жительства. А что делать с этой информацией — уже другой вопрос.

«Клин клином вышибают»

Что предлагает сама власть для борьбы с черным пиаром «грязными» технологиями? Не так уж и много эффективных и действенных методов в руках государства. Главный из них — использование административного ресурса. Но может ли административный ресурс победить сам себя? Да и его использование никогда не бывает нейтральным, всегда оказывается «в чью-то пользу». Редко удается задействовать правоохранительные органы, поскольку многие нарушения они считают слишком «незначительными», да и пока правоохранительная машина «провернется», выборы уже пройдут. А надеяться на то, что можно будет договориться о джентльменских методах борьбы, — идеализм. Когда речь идет о том «чуть-чуть», что отделяет кандидата от депутатского кресла, редко кто может устоять от соблазна «преступить черту».

Вывод может быть один. Традиционные методы необходимо дополнять эффективными технологиями блокирования «грязных» методов предвыборной борьбы. Даже с фальсификациями можно бороться «технологично». Понятно, что четкая работа наблюдателей на избирательных участках значительно уменьшает вероятность фальсификаций. Но была в практике и такая технология. В один из самых ненадежных округов накануне дня голосования был организован визит человека из Кремля. Целью визита была наблюдение за соблюдением законодательства. Цель визита, да и сам визит максимально афишировались. Понятно, что избирательные комиссии решили не рисковать лишний раз.

Существуют и другие технологии противостояния «грязным» методам. Можно назвать и «несимметричный ответ», и «тефлонизацию» кандидата, и «замыливание» темы…

Полезным может оказаться и элементарное просвещение избирателей. Если человек будет понимать всю алхимию «грязных» технологий и черного пиара, будет понимать что и зачем делается, то и эффективность подобного рода методов будет снижаться. Предупрежден — значит вооружен. И выбор одного из кандидатов будет более осознанным.

© Новая Идеология, 2002 г.

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.