Авторитет

Свойство субъекта (будь то личность или организация), связанное с общепризнанным влиянием на других. Авторитет нередко трактуется как одна из форм осуществления власти (см. «Власть»). Особенность этой формы власти от других, таких как насилие или манипуляция, в возможности прямого и непосредственного влияния в форме директивы, приказа или распоряжения. Причем в отличие от внешнего принуждения, базирующегося на реальном или символическом насилии, влияние авторитета основано на добровольном подчинении, связываемом с легитимностью источника авторитета. В соответствии с концепцией Макса Вебера, авторитет может освящаться тремя источниками:

  1. Рационально обоснованная законность. Авторитет в этом случае апеллирует к разумным основаниям, внутренней непротиворечивости, взаимной согласованности и выгоде;
  2. Аффективная законность основанная на харизме лидера (см. «Харизма»), вере в его сверхестественные способности, его святость.
  3. Традиция. Авторитет (к примеру, церкви как социального института) освящена традицией, идет из глубины времен и рациональной рефлексии не подлежит;

Несколько другую трактовку можно найти в рамках концепции Никласа Лумана, опирающегося в этом пункте на достижения символического интеракционизма, автор различает альтернативы поведения. Влияние на автора — это влияние на его селективность (стратегии выбора). Таким образом «власть предлагает результаты предпринятого ей отбора и благодаря этому обладает способностью оказывать влияние на селекцию действий (или бездействия) подчиненных перед лицом других возможностей». В рамках этой концепции можно утверждать, что авторитет и есть власть, поскольку «к насилию прибегают ввиду недостатка власти» (читай — авторитета власти).

Другая форма проявления авторитета — влияние на мнение других авторов. В данной трактовке авторитет связан с кредитностью источника, со степенью доверия к нему и его легитимности. При этом признается за источником авторитета право на принятие решений в ходе совместной деятельности.

В приложении к предвыборной агитации нас будут интересовать три группы источников авторитета:

Авторитет «лидеров мнений»(см. «Лидеры общественного мнения»): журналисты, «пикейные жилеты», руководители предприятий, на которых проходит агитация. Задача политконсультанта еще до начала предвыборной гонки выявить наиболее авторитетных «лидеров мнений» («золотые перья», «старейшины» и т. п.) и наладить эффективные отношения с ними.

Авторитет политиков. Причем, это может быть авторитет не только самого кандидата, но и политиков, которые его (реально или мнимо) поддерживают. Авторитет самого кандидата особенно важен для масштабных выборов. На таких выборах авторитет является пропуском «в высшую лигу», без него никто не будет серьезно воспринимать кандидата. Задача политтехнолога «на подходе» поднять авторитет политика, провести ряд пиар-мероприятий, которые бы позволили политику «набрать политический вес».

Авторитет руководителей кампании, который (авторитет) связан с эффективностью управления кампанией, влияния, как на кандидата, так и на других работников штаба. На первый план выходят лидерские качества и генерального консультанта, да и самого кандидата. Часть политконсультантов, особенно тех, кто вышел из психологических школ, основной акцент делают на этой стороне кампании: проводят тренинги роста, акмеологические тренинги и т. п.

Мой блог находят по следующим фразам

Похожие статьи:

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.