Лидер общественного мнения
Лидер общественного мнения — социально активный актор, активно распространяющий свою точку зрения на те или иные вопросы и способный своим авторитетом воздействовать на мнение окружающих. Лидерами общественного мнения могут быть как личности высокого социального статуса (руководители, журналисты, политики), так и люди социального статуса, равного со своим окружением.
В оборот понятие «лидер общественного мнения» ввел К. Лазарсфельд, изучавший вместе со своими коллегами в середине прошлого века воздействие сообщений СМИ на аудиторию. К своему удивлению исследователи обнаружили, что эффект от воздействие через две недели не упал, а увеличился. Дальнейшие исследования показали, что, во-первых. аудитория обязательно обсуждает сообщение с имеющимися лидерами мнений, и, во-вторых, предложенные темы становятся предметом обсуждения журналистов в их материалах.
Полученный эффект стали называть двухуровневой (а позже – и многоуровневой) моделью коммуникации.
Существует несколько методик выявления лидеров общественного мнения.
- Метод самоопределения применяется в ходе массовых опросов. Респонденту в ходе исследования предлагают ответить на вопросы сформулированные по типу: «любите ли Вы обсуждать те или иные вопросы среди родных и знакомых?», «часто ли спрашивают Вас совета друзья и родные?», « прислушиваются ли к Вашим словам другие?» и т. п. На основании ответов выделяют тех, кого можно назвать неформальными лидарами мнений.
- Социометрический метод использует методику, разработанный социологом Дж. Морено. Опрос-тестирование проводится внутри группы или трудового коллектива с целью выявить эмоциональные взаимоотношения в коллективе. в ходе опроса выявляются внутригрупповые связи, в результате анализа которых и выявляют неформальных лидеров общественного мнения.
- Метод ключевых информантовследует отнести к качественным методам. в ходе исследования проводят интервью с тщательно отобранными информантами для определения самых влиятельных людей в группе.
- Объективный метод. в ходе эксперимента различные индивиды ставятся в такую ситуацию, к которой они бы могли стать лидерами мнений. После этого проводят измерения (насколько сильно изменились установки и взгляды остальных) и результаты замеров сравнивают.
Одной из важных характеристик лидеров мнений является их политическая активность, информированность в области политики, больший по сравнению с остальными интерес к СМИ (они больше читают, смотрят и слушают, с акцентом на новостные и аналитические материалы), более активное участие в общественной жизни.
1 Comment