Дискурсная модель коммуникации
Модель коммуникации, подчеркивающий контекстуальные особенности распространение информации. Модель предложил Джон Фиск в своей работе «Телевизионная культура». Дискурс он рассматривает как основу коммуникации, поскольку дискурс является коммуникативным событием. Сам же дискурс Дж. Фикс определяет так:
Дискурс = предмет обсуждения +социальная ситуация + идеология
Поэтому при анализе дискурса важно ответить на следующие вопросы: «о чем идет речь (предмет)?», «почему начался разговор (контекст)?» и «каких взглядов придерживаются говорящие (идеология)?».
Важным моментом является так же то, что дискурс конструируется для других и в присутствии других. Поэтому дискурс всегда ориентирован на других и требует от автора и от других понимания социальной ситуации (практическое знание по терминологии Энтони Гидденса) и знаний по организации и функционированию общества (дискурсивное знание по Э. Гидденсу).
Наибольших результатов в изучении дискурса как коммуникативного события добилась французская школа анализа дискурса. Основной акцент в исследованиях ее представителей был сделан на изучении условий производства дискурса. При этом изучались как сами контексты (производство дискурса в конкретных социально-исторических ситуациях), так и правила производства дискурса (идеология).
Еще одно важное положение, следующие из анализа дискурса – непрозрачность коммуникации. Классические теории языка делали акцент на содержании: «что хотел сказать автор?», при этом считалось, что мысль от автора до адресата доходит «без искажений», то анализ дискурса по-иному взглянул на природу коммуникации: коммуникация вносит свои «искажения» в содержание сообщения, в содержании сообщения «содержатся» следы коммуникации... М. Маклюэн выразился радикально: «средство (коммуникации) и есть сообщение».
at 19:23
Большое спасибо, ваш материал мне очень помог!
at 12:49
Пожалуйста! Заглядывайте еще...