Воздействие
Воздействие— один из методов направленной коммуникации. Целью предвыборной коммуникации является влияние на ее объект, который может быть представлен желаемыми изменениями в общественном сознании, в установках, стиле жизни, отношении к какому-либо предмету, событию или лицу. Но ни одна подобная трансформация невозможна без коммуникационного воздействия, так как именно оно является причиной любых изменений.
Концепции воздействия различаются:
- по целям, когда ставится вопрос «на что воздействовать?» – на установки, на отношение, на стереотипы, на сознание, на окружающую среду и т.д.
- по методам, когда ставится вопрос «как воздействовать?» — развлекать, убеждать, манипулировать и т.д.
Так как оказываемое влияние крайне тесно связано с механизмами восприятия, то важно учитывать их работу при проектировании технологий воздействия. Поэтому третий тип, который выделяют среди концепций воздействия, можно сформулировать так: по типам моделей восприятия.
- Манипулятивные модели. В данном случае предполагается, что отношение избирателя к кандидату определяется теми условиями, в которых в данный конкретный момент находится первый. В таком случае задача политконсультанта заключается в том, чтобы поставить избирателя в такую ситуацию, в которой он сможет сделать только «правильный» для кандидата и партии выбор. При использовании подобных технологий широко применяются социально-психологические модели группового давления, модель «поведение определяет установки» и др, но так или иначе избирателю отказывают в самостоятельности мышления. Данные технологии можно назвать стратегическими, поскольку упор в них делается на соответствующие приемы, на выстраивание ловушек и т.п.
- Атрибутивные модели. Кандидату приписывается набор атрибутов-характеристик, в соответствии с которыми избиратель делает свой выбор. Предполагается, что данный выбор осознан, взвешен и принимается безо всякого давления извне, то есть избиратель находится в некоем социальном вакууме. Подход, использующий атрибутивные модели, можно назвать социально-психологическим. Особый акцент делается на психологию избирателя, на психологическое программирование его поведения и другие техники, позаимствованные из практики психотерапии
В свою очередь, среди атрибутивных моделей также можно выделить несколько типов:
- Некомпенсационные модели, которые предполагают невозможность компенсации существующих недостатков имеющимися достоинствами. Среди таких моделей них можно выделить следующие виды:
- Лексикографическая модель (или ступенчатая), в которой важным признается только один атрибут. Однако если два кандидата начинают «играть на одном поле» (например, продвигая схожие идеи), то избиратель в процессе выбора начнет смещаться на следующий уровень, то есть к атрибутам, стоящим по важности на втором, на третьем месте и т.д.
- Конъюнктивная модель подразумевает, что кандидат должен обладать неким набором атрибутов, основанных на принципе «не хуже чем», задающим уровень соответствия атрибута минимально приемлемым требованиям избирателя, и только в этом случае кандидат сможет получить голос, или, по крайней мере, будет рассматриваться в качестве достойного претендента на пост.
- Дизъюнктивная модель предполагает, что обладая высоко оцениваемым избирателями одним конкретным атрибутом, которым не обладают другие претенденты, кандидат может рассчитывать на поддержку. Данный тип модели близок к идее позиционирования, заимствованной из политического маркетинга.
- Компенсационные модели, которые предполагают, что низкий рейтинг одного атрибута компенсируется высоким рейтингом другого (см. принцип несимметричности положительных и отрицательных оценок):
- Модель идеальных точек, являющаяся на данный момент наиболее изученной и распространенной. По каждому кандидату и каждому атрибуту респондент отвечает на ряд вопросов типа«кто с безработицей справится лучше, Иванов или Петров?» и на основании полученных ответов находится идеальная точка, задающая наиболее оптимальную комбинацию атрибутов кандидата.
- Модель познавательной структуры, строящаяся на предположении, что избиратель формирует отношение к кандидату путем развития мнений о нем, вследствие чего складывается определенное общественное мнение
- Модель оценки мнения, в которой отношение избирателя к кандидатам представляет собой сумму оценочных мнений, то есть насколько высоко оценивается отдельный кандидат Ki по каждому атрибуту aij, учитывая степень его важности ωj:
Ki=Σωi*aij
Если же говорить о манипулятивных моделях, то они обладают весьма поверхностной теоретической базой, хотя и существует множество примеров их практического применения. Взять хотя бы 36 китайских стратагем — известный памятник китайской военной мысли, в котором перечислены стратагемы, применявшиеся китайскими полководцами, советниками и императорами не только в ходе военных действий.
Следует отметить, что атрибутивные модели, направленные на изучение воздействия, практически не учитывают процессы восприятия. Зато их активно используют и применяют в модели ELM (elaboration likelihood model— модель наиболее вероятного пути обработки сообщения).
Комментарии