Средства массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) — организации (коммерческие или некоммерческие), обеспечивающие массовые коммуникации с различными аудиториями. Целью данных коммуникаций является обеспечение этих аудиторий информацией.
Форма подачи и содержание этой информации составляют формат средства массовой информации, а аудитория, воспринимающая эту информацию называется аудиторией СМИ.
Для анализа средств массовой информации (СМИ) как социального феномена можно использовать несколько подходов:
- Средства массовой информации (СМИ) как социальный институт:
- Место средств массовой информации (СМ)И в структуре общества по отношению к другим социальным институтам и организациям;
- Функции, выполняемы СМИ в обществе;
- Взаимоотношения между различными группами, такими как акционеры СМИ, редакции СМИ, аудитории, органы власти и т. п.
- Коммуникативный анализ средств массовой иноформации (СМИ):
- СМИ как информационный канал;
- СМИ как информационный поток;
- Типологизация СМИ;
- Модели коммуникаций, используемые в СМИ.
Анализ СМИ как социального института — наиболее разработанная тема. Коротко можно сказать следующее. Средства массовой информации — дети эпохи и философии Просвещения, необходимый элемент открытого гражданского общества. В эпоху Просвещения задачами СМИ были просвещение широких масс, донесение до них прогрессивных идей («глаголом жечь сердца людей»), обмена опытом между людьми. У средств массовой информации в ту эпоху была и высокая миссия — они были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества. Именно их рупором и были СМИ.
В начале XX века ситуация меняется. Важность средств массовой информации как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и правительства, и оппозиционные организации, рвущиеся к власти. Масс-медиа становятся неотъемлемой частью государственной машины как тоталитарных (СССР, фашистская Германия), так и демократических (США, Великобритания) государств.
Резюмируем функции СМИ в современном обществе:
- Идеологическое и политическое влияние на аудитории (как на власть, так и на массы), формирование и презентация общественного мнения.
- Поддержка социальной общности, социализация групп и отдельных личностей.
- Организация, просвещение, информирование и развлечение аудиторий.
Противоречивость положения СМИ в современном обществе определяется тем, что в качестве инструмента влияния и пропаганды средства массовой информации привлекают к себе группы, с различными, зачастую противоречащими друг другу интересами. СМИ — это инструмент борьбы за власть, и инструмент власти (управление, организация и воздействие на массы). Свои интересы, нередко так же противоречивые, есть и работников редакций (объективное освещение событий или зарабатывание денег), и у акционеров и хозяев СМИ. Можно выделить следующие активные в отношении СМИ группы (аудитории по отношению к СМИ занимают пассивную позицию) с соответствующими возможными интересами:
- Органы и институты власти: пропаганда, легитимизация власти за счет поддержки власти со стороны различных аудиторий, формирование общественного мнения, политические технологии (выборы).
- Различные группы, в том числе и оппозиционные, заинтересованные в своем влиянии на власть: пропаганда, собственная «раскрутка» (привлечь внимание к себе), влияние на власть, формирование общественного мнения.
- Инвесторы и владельцы СМИ: экономическая успешность и прибыльность СМИ, борьба за внимание и любовь аудиторий, могут быть так же личные амбиции или тщеславие.
- Трудовые коллективы, работники редакций: это могут быть объективное освещение событий, привлечение внимания к социально-значимым темам и проблемам, могут быть личные амбиции, желание творческого самовыражения, не стоит сбрасывать со счетов и желание зарабатывать.
Понятно, что во время выборов эти противоречия обостряются и усложняются: сами журналисты не прочь подзаработать на предвыборной рекламе и «заказухе», Избиркомы стремятся не допустить появления проплаченных материалов, позиция владельцев СМИ меняется от нейтральной до откровенной поддержки определенных политических сил. Особенно жесткие противоречия, которые проецируются и на СМИ в период выборов бывают между политическими группами. В борьбе за СМИ в ход идут все средства от подкупа до административного давления и даже неприкрытой цензуры.
Немаловажным фактором институциональности СМИ является системность сбора и распространения информации. С одной стороны это появление профессиональной группы, собирающей информацию для СМИ (репортеры), с другой — возможность быстрой подготовки и публикации собранной информации (периодичность СМИ).
Коммуникационный анализ средств массовой информации позволяет выявить другие аспекты этого социального феномена.
В первую очередь можно сказать что СМИ — это аудитория этого СМИ. По сути и коммерческая, и агитационно-пропагандистская привлекательность СМИ определяется характеристиками его аудитории: размером, социальным и демографическим составом, степенью доверия к СМИ как источнику информации и т.п.
Во-вторых, СМИ — это способы донесения информации до аудитории (способы информирования). Прежде всего, это связано с техническими аспектами информационных каналов. М. Маклюен прямо говорит: «средство и есть коммуникация». Рождение и эволюция средств массовой информации неразрывно связаны с эволюцией технологий. Появление СМИ стало возможным благодаря изобретению печатного станка Гуттенбергом (массовая печать), а их быстрое распространение — появлению железных дорого и телеграфа. Дальнейшее развитие СМИ связано с появлением технических средств передачи и приема электрических сигналов и электромагнитных волн, а так же технологий кодирования изображения и звука в эти сигналы и волны. Почти мгновенно оказалось возможно передавать текст, неподвижное и подвижное изображение и голос. Последнее было наиболее важным для воздействия на неграмотные аудитории.
Ставшая привычной категоризация СМИ так же связана со «способом коммуникации», то есть с техническими аспектами сбора, подготовки, публикации и распространения информации. Деление СМИ принято следующее:
- Печатные СМИ:
- Газеты,
- Журналы.
- Электронные СМИ:
- Радио,
- Телевидение,
- Интернет.
С точки зрения моделей массовой коммуникации можно сформулировать следующие особенности СМИ:
- Селективность (модель привратника). Редакторы выбирают из всего подтока новостей и сообщений только часть, поскольку объем любого СМИ ограничен. В отборе (селекции) сообщений работники масс-медия могут руководствоваться различными принципами:
- Стремлением к объективному освещению событий;
- Политическими пристрастиями (формирование «повестки дня»);
- Коммерческими соображениями («заказуха» или «работа на публику», желание завоевать аудиторию);
- Внешние административное давление.
- Несимметричность. В массовой коммуникации происходит фиксация ролей источника коммуникации и ее адресата (ролей говорящего и слушающего). Первые (СМИ) являются активной стороной, вторые (аудитории) — пассивной. Нужны немалые усилия, чтобы «смягчить» эту несимметричность отношений. Главные методы уравновешивания ролей — организация «обратной связи», интерактивность и т.п.
- Отступление от нормы. Информацию, публикуемую в СМИ нельзя назвать точным отражением реальности. Ожидаемые, нормальные события, укладывающиеся в норму повседневности, не являются информационным поводом, поэтому в зону внимания СМИ не попадают, остаются «за скобками». Для СМИ интерес представляют события, нарушающие норму, асимметричные, неожиданные («если собака укусила человека — это не новость, новость — если человек укусил собаку»).
- Симулятивность. Не только информация, публикуемая в СМИ, является отражением реальных событий. Верно и обратное — события становятся отражением информации из масс-медиа (симулякром, по определению Ж. Бодрияра). Концепции культирования, социального научения — это лишь одна сторона медали. Масс-медиа в своих прогнозах и комментариях создают вероятные события, которые могут произойти. А, как пишет Никлас Луман: «если известно, что нечто является вероятным, то с наступлением события будут считаться скорее, чем с его ненаступлением, и, чем выше его релевантность, тем ниже тот порог, который приводит процесс реализации в движение». Иными словами акторы (личности, группы или организации) начинают вести себя так, будто вероятное событие уже произошло. В эту же рубрику можно отнести и «виртуальные», специально организованные события, событие, существующие только в «виртуальном» медиа-пространстве.
- Обратное влияние. Необходимость получать общественную поддержку, быть в центре внимания (эффект «ньюсмекера») заставляет акторов подстраиваться под требования СМИ. Время и форма событий (пресс-конференции, визиты VIP'ов и т. п.) «подстраиваются» под производственный цикл СМИ (необходимость попасть в новость или наоборот, избежать подробного освящения), под их формат (телевидение требует краткости и зрелищности). Многие события носят откровенно демонстративный характер, и главным их следствием должно стать попадание в новости, повышенное внимание прессы.
СМИ — один из важнейших коммуникационных инструментов, используемых в ходе предвыборной борьбы. Причем значение этого инструмента возрастает с возрастанием масштаба выборов. Если в ходе выборов в городские думы вполне можно обойтись «листовочными» компаниями, вовсе не прибегая к помощи СМИ, то на губернаторских СМИ пренебрегать региональными и местными СМИ нельзя. Поэтому на первом этапе избирательной кампании необходимо наладить влияние на СМИ и установить контроль над ними. Формы контроля могут быть различными:
- Покупка и контроль над существующими СМИ, создание медиа-холдингов и другие хозяйственные и финансовые меры.
- Контроль и «покупка» отдельных журналистов.
- Создание собственных СМИ специально «под выборы».
При установлении контроля над медиа-пространством не практике используются все средства: и подкуп, и шантаж, и административное давление, и цензура…
at 10:24
Продвижение в социальной сети
Социальные сети — явление не только потрясающее для пользователей Интернета, но и нужное для грамотного понимания перспектив развития Рунета на ближайшие недели, в том числе — новых возможностей донести до целевой аудитории информацию о своем продукте или услуге.
В последние несколько лет социальные сети стали «Интернетом в Интернете». Более 50% всех «жителей» Кибернета создали свое альтер-эго в одной из популярных социальных сетей Глобальной паутине.
Это говорит о том, что практически весь срез социального общества (по возрасту, полу, увлечениям и т.д.) присутствует тем или иным образом в социальных сетях. Причем, по мнению авторитетных экспертов, тенденция размножения аудитории соц-сетей в дальнейшем будет только крепнуть.
Продвижение сайта в социальных сетях – новый инструмент маркетинга
Возникает резонный вопрос, а почему бы не воспользоваться всем этим добром, как новым инструментом маркетинга, рекламы и PR, и не начать развитие в социальных сетях?
Продвижение в социальных сетях – явление, возникновение которого логично сочетается с базовыми принципами маркетинга. Несомненный плюс развитие бренда в социальных сетях – кристальное, ясное и понятное таргетирование аудитории по заранее определенным критериям.
Пользователи сами (добровольно!) выкладывают всю информацию, которая понадобится для эффективного продвижения в социальных сетях: возраст, пол, образование и, что важно, интересы и увлечения. Главное – грамотно и четко видеть, кто же является потенциальными клиентами вашей компании, и двигаться вперед на поиск своей целевой аудитории!
Как и где продвигаться компании в социальных сетях?
Общий принцип продвижения фирмы в социальных сетях абсолютно не привязан к площадке, а точнее сказать, к сайту социальной сети. Главное: хорошо разобраться, где «тусуется» ваша целевая аудитория и, в зависимости от этого, выбирать для продвижения конкретный ресурс или ресурсы: будь-то
Одноклассники,
Инструментарий и сервисы социальных сетей постоянно развиваются и дополняются. На смену популярному инструменту для продвижения в социалмедиа – группам, приходит более универсальный, но во многом более эффективный инструмент – приложения и игры. Но вне зависимости от инструмента, основной принцип продвижения бренда в социальных сетях – это умение войти в доверительный контакт со своими потенциальными покупателями.
Продвижение в социальных сетях еще не стало по-настоящему популярным инструментом для маркетолога и проверенным средством «достучаться» до своей целевой аудитории для клиентов-заказчиков. Но это, пожалуй, лишь вопрос времени и эволюции в сознании тех, кто работает с потребителем. Продвижение бренда в социальных сетях – эффективный инструмент будущего (набирающий обороты уже в настоящем!), но лишь в руках грамотного умельца.