Стратегия планирования
Стратегия планирования — подход к формированию стратегии предвыборной компании, где на первый план выходит написание и исполнения плана предвыборной кампании.
Стратегии планирования мы объединяем в одну категорию по тому, чтó на взгляд консультантов, исповедующих плановый подход, должно явиться результатом формирования стратегии? Ответ на этот вопрос — подробный план избирательной кампании. При этом сама кампания может разбиваться на стадии (наиболее общее деление – «Этапы избирательной кампании»), а может быть спланирован только один этап – период непосредственной агитации, и план будет касаться только распространения агитматериалов (своеобразный медиа-план).
Для каждого этапа (или только для этапа агитации) в рамках стратегия планирования может быть составлено несколько формальных планов (или как минимум один):
- план-график мероприятий;
- бюджетный план;
- финансовый план.
В принципе, не существует принципиальных противоречий между, допустим, аналитическими, генерическими или любыми другими стратегиями формулирования (то есть стратегиями, которые должны быть сформулированы в каком-либо виде) и стратегией планирования, поскольку процесс формулирования легко перетекает в план.
Много общего у стратегий планирования и шаблонных стратегий – в этом случае формальный план является формализованным шаблоном, наряду с другими, такими как тексты и оформление листовок.
Основной конёк стратегий планирования – в методиках планирования, высокой степени формализации планов и внутри штабных отношений которые в свою очередь могут так же быть разбить на этапы.
«Нулевой этап» — предпосылки к планированию. Предпосылками к планированию должны стать сформулированные цели и задачи. Но так как в большинстве случаев цель одна – победа на выборах, то при формулировании плана эта цель чаще всего остается латентной, как бы само собой разумеющейся. То же относится и к формулированию задач. Их формулирование по причине их очевидности может опускаться (что характерно для шаблонных стратегий). Задачи могут быть сформулированы в терминах генерических стратегий (позиционирование кандидата, формирование информационных потоков или «повестки дня» и т.п.), аналитических (поднятие известности, рейтинга и т.п.), или реактивных (решение проблем).
Следующий этап – операционализация стратегии, заключающаяся в том, чтобы:
- расписать функционал: определить функции каждого работника штаба, сферу ответственности и полномочий,
- формализовать отношения: придумать название должности, расписать линии внутриштабного подчинения; выстроить штабную иерархию;
- определить принципы оплаты труда: сдельная или повременная, система премий и штрафов, уровень зарплат;
- составить план-график мероприятий избирательной кампании. В графике отмечаются различные события , такие как готовность текстов агитматериалов или сценариев роликов, сдача макетов в печать, распространение агитматериалов, дни выходов телепередач в эфир и т.п.
- составить бюджетный план (или бюджет) кампании, или в упрощенном виде – смету кампании: сколько будет стоить печать, съемка и эфир клипов, сколько уйдет на оплату труда и т. п.
- составить финансовый план: время поступление денег на избирательный счет, сроки и суммы прохождения различных платежей и т. п.
Понятно, что без планов обходится сложно. Не имеет смысла планировать каждый шаг, но в любом случае с более или менее приемлемой точностью необходимо расписать смету кампании, график сдачи материалов в печать и сроки их распространения, медиа-план выхода видео-роликов в эфир и график встреч кандидата с избирателями.
С другой стороны, спланированная стратегия – это определенная раз и навсегда стратегия, у которой есть проблемы реактивности (реакции на изменения внешней и внутренней среды, действия соперников).
Условия эффективности плана – в его реализации, а реализация, в свою очередь, зависит от многих факторов, которые могут быть и неподконтрольными работникам штаба и политконсультантам.
Комментарии