Тринадцатая стратагема из тридцати шести китайских стратагем сформулирована так: «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею». Смысл ее в том, чтобы спровоцировать противника на какие-то действия. Для того, чтобы вспугнуть змею, спрятвашейся в сухой траве, надо по этой траве бить палкой, тогда змея испугается и проявит себя.
Как же эта стратагема может пригодиться в политтехнологиях, пиаре или рекламе?
Стратагема «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею» в маркетинге и рекламе
Самый простой пример ее использования можно найти в рекламе, точнее в тех рекламных сообщениях, которые начинаются с оборотов типа «если вы хотите избавиться от перхоти» или «вы все еще кипятите белье?». Речь идет о рекламных сообщениях, в которых явно называется их адресат, или проблема, которую может решить предлагаемый товар, или потребность. В данном случае обращение помогает «выхватить» из общей массы нужных адресатов, обратить их внимание на рекламное сообщение. Прямое обращение исполняет роль ударов палки по сухой траве.
Тайд или кипячение: пример реализации стратагемы «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею» в маркетинге. С первых же кадров реклама провоцирует внимание тех, кто занимается стиркой белья.
Давайте каснемся политических технологий. При автократических режимах эту стратагему используют для наведения страха. Понятно, что СМИ и просто граждане могут критиковать действующую власть, и, как говориться в одной послвице, «на каждый роток не накинешь платок». В этом случае прибегают к «демонстративной казни», устраивают публичный и громкий процесс над одним из наиболее ярких критиков режима, «чтобы другим не повадно было».
Другой пример, уже из области маркетинга, но достаточно распространенный. Все мы знаем, что спрос на какой-то товар подстегивает интерес к этому товару со стороны других. Поэтому для того, чтобы ускорить сделку или «набить цену» товару, продавцы прибегают к различным уловкам от «берите скорее, а то продам другому» до инсцинированного интереса. Допустим, для того, чтобы поднять продавец может нанять людей, одетых в дорогие костюмы и на дорогих машинах, которые демонстративно будут проявлять интерес к товару. В данном случае эти нанятые люди будут исполнять роль палки, бьющей по траве, а покупатель окажется в роли испуганной змеи.
Так же эту стратагему используют те, кто подначивает соперника, заставляет его перейти границу, нарушить правила, допустим, ведения дискуссии, чтобы потом обвинить в некорректном поведении. Или же наоборот, играя на слабостях человека, на его самолюбии, чтобы вынудить его поступить определенным образом.
Стратагема «Бить по траве, чтобы вспугнуть змею» в политтехнологиях
Как раз в этом духе выдержан пример из практики предвыборных кампаний, который мы рассмотрим последним сегодня. Выборы депутата Государственной думы в областном городе. Один из соперников пользуется поддержкой мэра города, а, значит, административный ресурс будет работать на него. Задача — лишить кандидата городского административного ресурса. Как? Еще до официального старта избирательной кампании от имени этого кандидата в городе распространяется листовка, в которой якобы говорит, что больше всего его волнуют проблемы горожан, что выборы в госдуму для него — всего лишь стартовая площадка перед выборами мэра, которые состоятся через полгода, что при поддержке своих избирателей он обязательно пойдет в мэры и т. п. Эта листовка выполнила роль палки, бьющей по траве, которая вспугнула действующего мэра и тот отказался от поддержки кандидата, который метит на его место.
Другие стратагемы из сборника «36 китайских стратагем»
Комментарии