Спираль молчания

Спираль молчания — эффект воздействия на массовое сознание, заключающийся в том, что чем чаще звучит точка зрения в средствах массовой коммуникации, чем более уверены в своей правоте ее носители, тем более кажется она правильной и важной.

Открытие эффекта спирали молчания связано с немецкой исследовательницей общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман. По ее гипотезе, человек, ощущающий себя в меньшинстве, предпочитает молчать и не демонстрировать свою точку зрения. Поэтому возможны манипуляции общественным мнением, если предоставлять слово представителям только одной точки зрения, пусть даже они находятся в меньшинстве (откуда и идет название эффекта: «спираль молчания»). Близка по идее к спирали молчания работа на поднятие электобилити — готовности избирателей голосовать за победителя.

В своей книге «Общественное мнение. Открытие спирали молчания» Э. Ноэль-Нойман рассматривает механизм функционирования «спирали молчания». По мнению исследователя, общественное мнение — форма социального контроля общества над личностью, через сформированное общественное мнение человек вынужден подчиняться социальному давлению. Причина этому — страх индивида оказаться в одиночестве.

Кроме интерпретации механизма образования спирали молчания, предложенной самой Э. Ноэль-Нойман, можно дать и экономическую интерпретацию. Человек стремиться увеличить свой социальный капитал и потому совершает поступки, ведущие к его росту. Один из таких поступков — выступать на стороне тех, кто прав: очевидно, что человек, который прав, увеличивает свой социальный капитал. Но если у человека нет возможностей самому оценить легитимность той или иной точки зрения, то он пользуется косвенными признаками легитимности: эта точка зрения верна, если ее придерживается большинство, если у ее носителей более убедительные аргументы, если носители точки зрения ведут себя более уверенно и т. п. Поэтому он и присоединяется к этой группе, а если же он придерживается противоположной точки зрения, то предпочитает о ней молчать.

Толчком к исследованию феномена стали итоги выборов в западно-германский Бундестаг, когда в последний момент блок ХДС/ХСС неожиданно получает дополнительные 8 %, хотя по опросам до последнего момента обе партии шли вровень. Этот неожиданный скачок рейтинга Э. Ноэль-Нойманн называет сдвигом последней минуты (the last minute swing).

Похожие статьи:

  • сообщениеСлоган Краткое самостоятельное текстовое сообщение, призванное либо в сжатом виде выразить […]
  • Public relationPublic relation Public relation (от англ. публичная деятельность) — теория и практика управления […]
  • Что может пиарЭффективность пиара Показатель, характеризующий соответствие изменений в общественном мнении целям и задачам […]
  • РейтингРейтинг Показатель, отражающий степень поддержки политика среди избирателей, степень его […]
  • УбеждениеРазвлечение как концепция воздействия Концепция воздействия на избирателя, считающая, что развлечение адресата есть наиболее […]

3 Comments

Leave a reply

You must be logged in to post a comment.